portaktau.kz

История порта 

   
Первое упоминание о порте Баутино встречается в госархиве Грузинской ССР Письмом № 2457 от 3\10-1887 года за подписью генерал – адъютанта Шереметьева начальнику Закаспийской области, было дано разрешение на строительство небольшой пристани в Тюб-Караганской бухте.

Эту дату можно считать днем рождения порта.

На базе этой пристани и прилегающей территории было создано Форт-Александровское Морское Агентство.

Задача морагентства заключалась в переработке грузов жизнеобеспечения поступающих морским путем в закаспийскую область. В связи с развитием промышленности и ростом численности населения, объем и ассортимент грузов ежегодно возрастал.

В первые годы существования агентства в Баутино поступали продукты питания , (мука, сахар, крупы, пищевые жиры, растительное масло), ткани, одежда, лесоматериалы, гвозди, металлоизделия, сетеснастные материалы для развивающейся рыбной отрасли, и многое другое необходимое для обеспечения находившегося в Форт- Александровске военного гарнизона и населения.

С 1939 года Форт-Александровское Морское Агентство было переименовано в морагенство Форт-Шевченко. Начальником морагентства в зтот период был Александровский И.П.. С 1939 года по 1955 год морагентство входило в состав Управления Махачкалинского порта.

В 1955 году Морское Агентство Форт – Шевченко преобразовано в Баутинский портопункт Астраханского морского торгового порта.

С 1958 года Баутинский портопункт передан в состав Гурьевского морского торгового порта.

С 1960 года портопункт Баутино приказом Министра Морского Флота СССР реорганизован в морской порт 3-го разряда.

Руководителем предприятия в этот период был Дронов.

Все переподчинения морагентства и преобразования были вызванны значительным увеличением объема грузоперевалки и изменением характера грузов.

Этот период характеризуется началом интенсивных работ по разведке на полуострове Мангышлак запасов нефти, газа, урановой руды и других полезных ископаемых а также началом строительства города Актау (Гурьв 20) Город Форт Шевченко стал базой для таких организаций как Мангышлакнефтегазразведка (МНГР).

Это потребовало переоснащения порта новым грузоподъемным оборудованием, для получения возможности перевалки оборудования и материалов необходимых для проведения буровых работ.

Примерный перечень грузов в тот период выглядел следующим образом;

1. Оборудование и грузы для МНГР ----40-45 тыс. тонн.

2. Оборудование и материлы для строительтельства города Актау ---- 20 тыс. тонн.

3. Камень ракушеблок 40-50 тыс. тонн.

4. Строевой и дровяной лес –5 тыс.тонн.

5. Каменный уголь 5тыс. тонн.

6. Продукты питания –5тыс.тонн.

Итого в среднем по году 120—130 тыс.тонн. самого разнообраного груза, перевалка которого требует высокой квалификации персонала и наличия соответствующего оборудования в порту.

В этот период характер грузопотока в порту Баутино значительно меняется, в связи с вводом в эксплуатацию моркого порта в городе Актау.

1. Камень ракушеблок – 80 тыс. тонн.

2. 2. Штыба (отходы пиления ракушеблока) –20 тыс. тонн.

3. 3.-Лес –5 тыс.тонн.

4. Продукты питания 6—7 тыс.тонн.

5. Комбикорм для скота –5тыс.тонн.

В этот момент происходило дальнейшее увеличение объемов грузопереработки.

1. Камень ракушеблок 110—120 тыс.тонн.

2. Штыба 50-60 тыс.тонн.

3. Лес 5 тыс.тонн.

4. Уголь 5 тыс.тонн.

Этот объем и ассортимент груза сохранялся до 1994года.

С 1997 года морской порт Баутино вошел в состав Актауского морского торгового порта как грузовой район порта – филиал РГП “АММТП”.







В конце 2012 года в Баутино началась реконструкция производственной территории грузового района, которая заключалась в удлинении подкрановых путей на 25 метров с подъемом путей на 70 см в твердом покрытии всей Прикордонной территории в строительстве административно-производственного здания со сносом устаревших помещений.

В результате реконструкции получил на 30% увеличение площади для хранение грузов в зоне действия портальных кранов и соответственно возможность накапливать 3 судовых партии груза.

Возможность работы портального крана по всей длине причала и обрабатывать одновременно два судна.

Имеется возможность погрузка-выгрузка через порт Баутино контейнеров 20 футовых и 40 футовых весом 25 тонн а также ряд грузов которые не очень рентабельно отгружать через крупные порты. Это грузы легких весовых категорий, больших габаритов, мелких партий, низкой производственной себестоимости т.е с низкой рыночной ценой.

Основное преимущество порта Баутино является, хорошая защищенность причала от волнения моря, в результате этого отсутствует простои судов на рейде по причине плохой погоды.