История порта Актау начинается с 1963 года, когда возникла необходимость транспортировки продукции урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлака. Создание порта началось со строительства главного и вспомогательного волноломов и одновременно четырех сухогрузных причалов. В 1969 — 1986 годы были созданы четыре нефтеналивных причала и паромный комплекс. Большая часть перевозок через порт Актау приходилась на нефть — до 7 млн. тонн в год в начале 80-х годов, перевозка же сухих грузов не превышала 300 тыс. тонн в год.
После распада СССР морской порт Актау стал важным транспортным узлом, связывающим между собой страны бассейна Каспия, и принял стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса суверенного Казахстана. В 1999 году морской порт Актау прошел полную реконструкцию, что стало поворотным этапом в истории его развития. В церемонии завершения реконструкции порта Актау принял участие Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.
Сегодня Актауский морской торговый порт является современным многоцелевым терминалом, обеспечивающим перевозку грузов с востока на запад, с севера на юг и в обратном направлении 12 месяцев в году и 24 часа в сутки. Его расположение на пересечении нескольких транспортных коридоров имеет стратегическое значение в развитии государства. Наращивание портовых мощностей вскоре позволит Казахстану стать активным участником процесса обслуживания международных грузопотоков в рамках мировых стратегических программ.